Статьи
Первым делом – посадка.
С большой уверенностью можно сказать, что большинство водителей легкомысленно относятся к той позе, в которой они управляют автомобилем. Заботясь об удобстве и комфорте, многие лишают себя самого главного при вождении автомобиля – безопасности. Правильная посадка начинается с головы. Ее идеальное положение – теменем вверх. Правильное положение головы передадут Вам ощущения о равновесии автомобиля и информацию о потере устойчивости при экстренных маневрах. От положения головы зависит и состояние водителя, и его работоспособность, особенно при длительном нахождении за рулем.
Самое простое, и одновременно, самое сложное требование безопасности – постоянное удержание руля двумя руками (техника руления). Почему это просто – потому что естественно для любого человека, будь то взрослый или ребенок. Сложно психологически. Ведь длительное время очень тяжело находится в одном положении. Именно с этим и связано то, что многие водители ищут точки опоры о проемы окна, на подлокотнике, на рычаге переключения скорости и тому подобное. В нормальных условиях движения, таких как дневное время, малоинтенсивное движение, низкая скорость, сухое дорожное покрытие, такая посадка не смогут привести к аварии. Но в экстремальных условиях – скользко, плохая видимость, неровная дорога, высокая скорость, усталость или болезнь водителя, такие ошибки замедлят маневр, снизят или даже осложнят управляемость, вследствие чего может случиться серьезное ДТП. Например, глубокий занос и вращение автомобиля можно преодолеть, если водитель успеет сделать 4-6 движений руками в одну секунду, притом что руль нужно повернуть сразу правой или левой рукой вниз. В критических ситуациях часто бывает, необходима максимальная скорость рук. Поэтому лучшей позы посадки за рулем, чем две руки в верхнем секторе рулевого колеса, нет. Удерживать руль всегда нужно стараться полным хватом – четыре пальца охватывают его снаружи, а большой находится внутри обода.
Подобрать для себя оптимальную посадку несложно:
1. Сядьте на сидение, возьмитесь произвольно одной рукой за рулевое колесо в верхней точке, а другой рукой освободите стопор спинки и усилием спины отведите ее назад.
2. Упритесь левой ногой в пол, нажав на педаль сцепления. Подберите такое положение левой ноги, чтобы она выпрямилась, но не полностью (чтобы сохраняла минимальный угол в коленном суставе). Подгоните сидение под себя.
3. Возьмитесь полным хватом прямой руки, не занятой регулировкой сиденья, за обод рулевого колеса в верхней точке и подгоните спинку.
4. Для проверки правильности посадки туго пристегнитесь ремнем безопасности, левой прямой рукой возьмитесь за руль в верхней точке, а правой попытайтесь включить дальнюю от себя передачу – третью, пятую или заднюю.
5. Поставьте левую ногу на педаль сцепления, а правую на педаль тормоза, опустите пятки на пол и совместите оси педалей и стоп ног.
6. Не изменяя положения пяток, разверните стопы наружу. Левую стопу поставьте на полик слева от педали сцепления, а правую – на педаль газа.
Но стоит учитывать и морфологические особенности фигуры – имеется в виду длина рук и ног. Если Вы относитесь к нестандартным пропорциям, то стоит видоизменить посадку, желательно с минимальной потерей ее качества.
На привыкание к правильной посадке нужно время, и не всегда это привыкание сопровождается положительными эмоциями. Но это время компенсируется потом Вашей безопасностью.
Хотим правильно и безопасно рулить.
Руль – главное средство управления автомобилем. Именно рулем мы контролируем поведение автомобиля на дороге. Но техника руления, которая приобретается в обычных автошколах, годится только для медленной езды в спокойной обстановке. В экстремальной ситуации многие водители не могут повернуть руль на больший угол с высокой скоростью вращения. Несоответствие способа руления характеру ситуации может перевести ее в критическую. Например, резкий поворот рулевого колеса при входе в поворот, может спровоцировать занос задних колес, а при замедленной реакции на занос – к вращению автомобиля. Контраварийное управление автомобилем связано не только с углом поворота руля, но и с рядом других причин, таких как сцепление с дорожным покрытием, скорость автомобиля, разность давления в колесах и т.д. Видов руления очень много. Некоторые могут применяться только в автоспорте. Но именно оттуда и берут начало основы котраварийного вождения.
Котраварийные действия (экстремальное вождение):
Самой лучшей реакцией на небольшой занос является рывковое руление двумя руками без перехватов.
Основное усилие должно быть у той руки, в сторону которой выполняется поворот.
Вернуть автомобилю устойчивость в глубоком заносе можно приемом руления из двух элементов – рывковый поворот двумя руками на 60 градусов с «подкруткой» одной рукой на 120 градусов.
Если Вы на автомобиле оказались в критическом заносе, для его выравнивания следует выключить сцепление и резко повернуть руль до упора в сторону заноса. Если перед Вами внезапно оказывается открытый люк или глубокая яма, то избежать удара колесом поможет резкий огибающий маневр в сторону препятствия.
В случае крутого поворота никогда не нужно отпускать руль для его самостоятельной «раскрутки» в обратную сторону. Этот неверный навык перерастает в привычку и в конечном итоге приводит к раскачиванию и ритмическому заносу. Лучше применить тормозящее руление одной или двумя руками и не допускать проскальзывание рулевого колеса.
При сносе передних колес нужно уменьшить угол их поворота, при боковом скольжении всех колес необходимо выровнять колеса, чтобы скольжение не перешло во вращение, при заносе задней оси необходимо повернуть руль в сторону заноса
Мастерство водителя заключается в том, чтобы почувствовать своим телом то, что происходит с автомобилем и среагировать на самой ранней стадии, чтобы не допустить развития критической ситуации. Еще одно необходимое качество – интуиция. Аналитическими способностями владеют многие выдающиеся спортсмены. Они могут точно, с нужным усилием отреагировать на ситуацию, которая еще практически не началась. Эти качества также необходимы многим водителям, которые еще не овладели широким арсеналом приемов контраварийного мастерства из-за недостатка необходимых знаний и опыта.
Особенности приводов автомобилей.
В обычных дорожных условиях – на ровном асфальте, при невысокой скорости движения, все три типа автомобилей с разным приводом настолько незначительно отличаются, что лишь профессионал сможет почувствовать разницу в управлении. Именно поэтому можно оправдать начальное обучение в автошколе на заднеприводном автомобиле вне зависимости от того, каким автомобилем придется управлять водителю после получения водительских прав. Но как только ситуация превращается в критическую – скорость движения возрастает до максимальной, автомобиль оказывается на скользкой или неровной дороге, прохождение поворотов, экстренное торможение и маневрирование, сразу же проявляется особенности конструкции автомобиля.
Задний привод.
Управляемость и тяга, разведенные по разным осям, позволяют и раздельно и совместно влиять на поведение автомобиля в экстремальных ситуациях. Но лишь в том случае, если руль и педаль «газа» - работают вместе. Если же каждый действует сам по себе, то ошибки одного усилятся за счет неверных действий другого. Большинство спортсменов считают, что педаль «газа» - главная педаль безопасности. В отличие от других типов автомобилей заднеприводный верно реагирует на естественную реакцию водителя – отпускание педали «газа» при заносе или сносе. Избыточная тяга задних колес и их пробуксовка поможет водителю управлять скольжением задней оси в тех случаях, когда повернуть автомобиль передними колесами невозможно.
Передний привод.
Управляемость и тяга, сведенные на переднюю ось, делают передние колеса главными при любых маневрах и зависимыми от величины тяги и угла поворота колес. Такие автомобили очень устойчивы на прямой и неровностях. В поворотах передний привод болезненно реагирует на «закрытый газ» и подвержен заносу. При потере устойчивости требует нажатия на «газ», что в психологическом плане неестественно для водителя.
Полный привод.
Наиболее сложен в управление в критических ситуациях, так как привод включает в себя аспекты поведения как переднего, так и заднего привода, а также, самобытность, связанную с их совместным использованием. Имеет преимущество при прямолинейном разгоне, торможении и преодолении неровностей. Малоподготовленному водителю необходимо, прежде всего, снизить скорость перед экстренным маневром. При заносе полноприводный автомобиль отличается реакцией на нажатие педали «газа» от переднего и заднего привода и требует неполного прекращения тяги.
Но стоит отметить одно свойство безопасного управления при повороте, которое не зависит от типа привода автомобиля. Оно часто игнорируется большинством водителей из-за незнания или неадекватной реакции на стресс. Начиная поворот на большой скорости, многие отпускают педаль «газа». Рациональным действием водителя служит точно дозированная тяга, которую спортсмены называют «нулевой газ» или «уравновешивающий газ».
Готовь сани летом.
В зимний период нужно быть особенно осторожным при управлении автомобилем. Не стоит экономить на собственной безопасности. Заранее приобретите зимние шины, пройдите техническое обслуживание – проверьте развал – схождение, устраните тормозные дефекты, если пришло время, замените масло в двигателе и тосол в системе охлаждения. Не устанавливайте шипованные шины только на одну ось одноприводного автомобиля. Шин должно быть или четыре или ни одной. Желательно, чтобы шины были от одного производителя и имели одинаковый рисунок протектора, и имели одинаковый износ, не превышающий установленных норм. Адаптируя свой автомобиль к зимним условиям необходимо и психологически, и технически изменить стиль вождения. Несколько советов от инструктора по вождению, которые помогут избежать неприятностей на скользкой дороге:
1. Если автомобиль «не хочет» изменять направление движения после поворота рулевого колеса, не нужно доворачивать руль на больший угол и дальше до упора, т.к как снос передних колес приведет к потере управляемости.
2. При повороте на скользкой дороге многие пытаются подстраховаться плавным выходом на дугу поворота и поэтому доворачивают рулевое колесо в повороте. Лучше в первой фазе повернуть руль на больший угол поворота колеса, либо его уменьшить (что гораздо лучше).
3. Не стоит всегда рассчитывать на тормозную педаль, во многих случаях ей лучше вообще не пользоваться, чтобы не усугубить и без того критическую ситуацию.
4. Выбирать эффективный способ экстренного торможения необходимо в зависимости от дорожных условий.
5. Педаль сцепления может выполнить много котраварийных функций.
6. В зимних условиях, особенно на автомобилях с АКПП, стояночный тормоз превращается в активный орган управления и позволяет сделать задние колеса управляемыми методом блокирования их на короткое время.
Трогание и разгон на скользкой дороге.
При очень низком коэффициенте сцепления шин с дорогой – гладкий лед, раскатанная дорога, особенно на неровностях, тронуться с места порой не могут и опытные водители. Но если соблюдать некоторые правила, трогание на скользкой дороге не вызовет излишних затруднений;
1. При трогании с места на скользкой дороге не допускайте по возможности пробуксовки колес. Буксующее колесо разогреет лед и превратит его в воду, а автомобиль остановится, даже если педаль «газа» будет нажата до упора в пол.
2. Первый оборот колеса должен быть без пробуксовки или с минимальной.
3. Трогание «в натяг» выполняется на минимально устойчивых оборотах двигателя с помощью задержки включения сцепления.
4. При трогании передние колеса должны быть выровнены. Даже незначительный угол поворота может спровоцировать пробуксовку и затормозить автомобиль.
5. При трогании на асфальте, покрытом изморозью, водой, обледенелом насте, укатанном снеге и т.д можно использовать:
- включение повышенной передачи, для того чтобы уменьшить начальную тягу;
- стояночный тормоз «с натягом» на 50%, чтобы смягчить вращательный импульс (относится только к заднеприводным автомобилям);
- трогание с многократным осторожным включением сцепления при постоянных минимальных оборотах двигателя;
При разгоне на льду следует использовать ступенчатое увеличение тяги. Не следует хаотично нажимать и отпускать педаль. Это только усилит пробуксовку, а не ускорит автомобиль. Оптимальный вариант разгона – мало, чуть больше, еще больше и т.д. На снегу можно использовать чередование нажатия и неполного отпускания педали «газа». Также можно использовать легкую пробуксовку.
Выделим две основные технологии трогания и разгона на скользкой дороге:
На льду – трогание без пробуксовки, ступенчатое нажатие на педаль «газа»;
На снегу – трогание с незначительной пробуксовкой, чередование нажатия и неполного отпускания педали «газа».
Торможение.
Торможение в экстремальных условиях – непростая задача даже для профессионала с большим опытом. Водителю нужно мгновенно и безошибочно выбрать оптимальный прием торможения, который подойдет в данных условиях, внести, если необходимо, коррективы в маневр, для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля. В отличие от профессионалов, рядовой водитель не задумывается над приемами и техникой торможения. Любой человек в экстремальной ситуации примет единственное, как ему кажется, решение – резко нажмет на тормоз с полной блокировкой колес. Но водители, сами того не подозревая, каждый день отрабатывают на дорогах стандартный прием плавного торможения на постоянной передаче. В конце концов, способы экстренного торможения утрачиваются сами собой. Так же многие водители обезопасили себя от последствий полной блокировки колес при торможении, покупая автомобили, оснащенные системой ABS. Система отслеживает скорость вращения каждого колеса и помогает сохранить устойчивость и управляемость автомобиля. Однако у ABS имеются серьезные проблемы, влияющие на безопасность. По своей сути ABS не предназначена для преодоления критических ситуаций. Скорее, это профилактическое средство безопасности, которое исключает грубую ошибку водителя.
Виды экстренного торможения.
1. Экстренное прерывистое торможение.
Экстренное торможение на участке неровной дороги, часто приводит к критическим ситуациям с возникновением сноса, заноса или вращения автомобиля. Оптимальным приемом экстренного замедления на неровностях является прерывистое торможение. Оно характеризуется серией энергичных, но коротких по времени тормозных усилий, чередующихся с полным растормаживанием колес.
2. Ступенчатое торможение на постоянной передаче.
Начинать торможение, когда скорость очень высока, а коэффициент сцепления неизвестен, лучше всего коротким тормозным импульсом. Далее тормозные усилия можно увеличить и по силе, и по продолжительности. Избежать многократных блокирований задних колес можно с помощью переключения понижающих передач по ходу торможения.
3. Плавное торможение на дуге поворота.
Секрет торможения в повороте – это полное исключение блокировки колес. Добиться этого можно только неинтенсивным, осторожным торможением. Его особенность в невысоком постоянном усилии, позволяющем снизить скорость на 5-20 км/ч. Если превышение скорости значительно выше 40 км/ч, необходимы более эффективные способы торможения – торможение боковым скольжением или вращением автомобиля.
4. «Газ - тормоз».
При торможении на обледенелом спуске многие водители испытывают страх и неуверенность. Автомобиль теряет управление, разгоняется вниз, вместо того чтобы снижать скорость. Самый эффективный способ торможения в такой ситуации – «открыть газ». Это поможет избежать блокирования ведущих колес. Но чтобы выполнить этот прием, нужно тормозить левой ногой, не снимая правую с педали «газа». Такие действия по силам лишь подготовленному водителю, который заранее изучал этот прием.
В данном разделе использованы материалы из книг Э.Цыганкова.
Вышеприведенные рекомендации не являются пособием для самостоятельного обучения, а размещены в ознакомительных целях.